Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность и как её развивать в начальной школе

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Документы

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). 

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: 

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Федеральный уровень

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Государственная программа РФ от 26.12.2017 № 1642  «Развитие образования»  (2018-2025 г.г.)  Цель программы: сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Региональный уровень

Приказ Министерства образования Калининградской области "О проведении апробации заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в общеобразовательных организациях Калининградской области в 2021 году" от 30.09.2021г. № 1097/1
Приказ Министерства образования Калининградской области "О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Калининградской области в 2021 году" от 02.2021г. № 966/1

Школьный уровень

Приказ директора "Гимназии "Альбертина" "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального общего, основного общего образования в "Гимназии "Альбертина" № 71 от 29.09.2021г.

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся "Гимназии "Альбертина" на 2021-2022 учебный год

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Финансовая грамотность

4. Естественнонаучная грамотность

5. Банк заданий для начальной школы