Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут действовать обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021 г.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021 г.

Для внедрения обновленных ФГОС в "Гимназии "Альбертина" созданы рабочие группы по работе с ФГОС НОО и ФГОС ООО, а также разработаны и утверждены следующие документы: Положение о рабочих группах, план мероприятий по обеспечению перехода на обновленные ФГОС, план-график перехода на обучения в соответствии с требованиями, график прохождения курсов повышения квалификации педагогами, планирующими работать по обновлённым ФГОС.

Протокол заседания рабочей группы от 17.02.2022 г.

Выписка из протокола Педагогического совета № 3 от 30.12.2021 г.

Приказ № 6 от 31.01.2022 г. "О создании рабочей группы по введению и реализации ФГОС начального и основного общего образования"

Приложение № 1 к приказу № 6 от 31.01.2022 г.

Приложение № 2 к приказу № 6 от 31.01.2022 г.

Протокол общешкольного родительского собрания от 25.02.2022 г.

Приказ № 8 от 11.02.2022 г. "Об утверждении плана работы с родительской общественностью по введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО" (Приложение № 1 к Приказу № 8  от 11.02. 2022 г.  "План мероприятий работы с родительской общественностью по введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО)

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г.

Будущие первоклассники и пятиклассники начнут свое обучение 1 сентября 2022 года по программам начального и основного общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС. Родителям будущих второклассников, третьеклассников, четвероклассников необходимо дать письменное согласие на обучение своих детей по программе, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286.

Форма согласия для родителей начальной школы

 

Основные изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО

 


Вариативность. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школа все больше должна ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый - в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй - школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ - школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Планируемые результаты. В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО - личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.

Метапредметные и личностные результаты. Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

- овладение универсальными учебными познавательными действиями - базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями - общение, совместная деятельность;

- овладение универсальными учебными регулятивными действиями - самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых - каждое из УУД содержит критерии их сформированности.

Объем урочной и внеурочной деятельности. Изменили объем часов аудиторной нагрузки - уменьшили верхнюю границу. Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

Ученики с ОВЗ. В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии.

Деление учеников на группы. Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.

Психолого-педагогические условия. В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.

Повышение квалификации педагогов. Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования – это стандарты условий, а не стандарты результата.

Стандарт требует создание определенных Условий:

  •     психолого-педагогических
  •     предметно­ пространственной среды
  •     кадровых
  •     материально-­технических и финансовых

Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками.